

Российский экологический оператор — РЭО
Публично-правовая компания (публичное акционерное общество) «Российский экологический оператор» занимается комплексной подготовкой общероссийской системы по обращению с ТКО, несет ответственность за её внедрение и исполнение во всех регионах страны. В обязанности ППК входит разработка и реализация госпроектов, имеющих отношение к вывозу мусора, к переработке и утилизации ТБО — ко всем программам, которые предусмотрены федеральным законодательством и нормативными документами: постановлениями, распоряжениями, актами.
С апреля 2019 г. работает официальный сайт компании. Его задача — регулирование вопросов по обращению с бытовыми и иными отходами по стране в целом и по каждому отдельному региону. Публичное общество должно контролировать тарифы, которые региональные операторы устанавливают самостоятельно. Оно обязано подчинить действия операторов законам спроса и предложения, чтобы исключить монополизацию отдельных региональных компаний.
Причины создания РЭО
Причинами образования РЭО послужили три основных фактора — необоснованный рост тарифов, отсутствие конкуренции в регионах, небрежное выполнение обязанностей региональными операторами.
1. Рост тарифов
При проведении реформы по раздельному сбору и вывозу мусора (с 01.01.2019 г.) выявлена неприятная закономерность — повсеместно тарифы возросли, а качество услуг не превысило дореформенный уровень. О грядущей реформе было объявлено задолго до начала её проведения. Население ощутило начавшиеся изменения, когда увеличились приходящие счета на оплату ЖКХ — заметно выросла цена услуг по обращению с ТКО, гражданам пришлось больше платить за сбор мусора. Если ранее вывоз бытовых отходов обходился в 15–30 рублей, то с 2019 г. в квитанциях значились суммы от 300 до 600 рублей, что для многих семей ощутимо сказалось на бюджете.
Почему резко возросла сумма оплаты:
- Тарифная ставка стала рассчитываться иначе — по количеству лиц, проживающих на общей жилплощади, а не по численности квадратных метров квартиры.
- В каждом регионе нормы образования бытовых отходов рассчитываются с учетом разных факторов, включая условия проживания.
Чем больше граждан прописано в квартире, тем выше плата за вывоз мусора, даже если фактических жильцов намного меньше, чем прописанных. В 2018–2019 гг. нормы образования ТБО рассчитывались с большим запасом — пользователям услуг региональных операторов по вывозу бытовых отходов пришлось платить намного больше, чем раньше.
2. Отсутствие конкуренции
У региональных обслуживающих компаний нет конкуренции. Закон обязывает потребителей услуг заключить с местным оператором типовой договор — написать заявление, указать точное количество лиц, прописанных в квартире. Форма договора должна быть опубликована на официальном сайте каждого оператора. Если отдельные домовладельцы договор не подпишут, он заключается автоматически.
Если потребителей что-то не устраивает, они вправе подать жалобу местным органам власти, попросить заново пересчитать нормы образования мусора для своей семьи. Обычно представители власти формально отвечают на претензии, ссылаясь на закон и правильность проведенных расчетов.
3. Невыполнение обязательств
Не все региональные операторы добросовестно выполняют профессиональные обязательства. Несмотря на существенный рост тарифов, уровень оказываемых услуг остался прежним. Завышение сумм в регионах не всегда и не везде оправданно. Население заставили оплачивать услуги по новым тарифам, а качество работы операторов не изменилось.
Появление ППК «Российский экологический оператор»
Учитывая возникшие проблемы с оказанием региональных услуг по вывозу мусора, президент 14.01.2019 г. подписал указ о создании РЭО, а 20.02.2019 обязал Федеральное собрание привести деятельность всех операторов в полное соответствие с законодательством и здравым смыслом. Была создана организация «Российский экологический оператор», которая должна следить за развитием отрасли по обращению с ТКО и контролировать деятельность всех служб.
В апреле 2019 года разработан и утвержден устав РЭО, начал работу официальный сайт компании, сотрудники начали инспектировать регионы. Цель инспекций — ревизия утвержденных на госуровне территориальных схем обращения ТКО. Намечена задача создания единой федеральной схемы.
РЭО вправе:
- Делать предложения и замечания, касающиеся внесения поправок в законодательство.
- Участвовать в разработке федеральных проектов и отдельных программ, обеспечивающих поддержку инвестиций.
- Заниматься продвижением новых технологий в своей отрасли.
- Приобретать акционерные доли в других компаниях.
- Проводить эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций).
- Покупать недвижимость и движимое имущество — земельные наделы, предприятия, транспортные средства, оборудование.
РЭО обязано создать базу, в которую будут входить лучшие типовые проекты по обращению с ТКО, включая бытовые отходы.
Возможность подавать онлайн жалобы
На сайте «Российского экологического оператора» предусмотрены условия для всех пользователей. Функция РЭО-радар позволяет гражданам России оставить жалобу на недобросовестного оператора, который занимается вывозом мусора в районе его проживания.
Администрация разработала инструкцию, которую нужно прочесть перед подачей жалобы. Затем заполнить все поля формы — описать допущенные нарушения, указать адрес. С помощью подсказок податель заявления может выбрать виды нарушений, которые допускает его оператор. К заявлению можно прикрепить фотографии, на которых отчетливо видны проблемы. На заполнение формы потребуется несколько минут, ответ поступит в течение 3–7 или 10 дней.
На что обычно жалуются пользователи:
- Не обустроенность контейнерной площадки.
- Отсутствие контейнеров для раздельного сбора ТБО.
- Нарушения графиков вывоза мусора.
- Образование стихийной свалки в их районе, в природоохранной зоне.
- Сброс вредных и опасных отходов на полигоне, предназначенном для бытовых отходов.
- Противозаконная утилизация — сжигание, закапывание ТКО.
- Нарушение работы полигона — выбросы, неприятный запах смрада и гари.
Предусмотрена горячая линия, на сайте указан телефон, по которому можно обсудить проблему.
Заключение
Появление «Российского экологического оператора» в отрасли обращения с ТКО и бытовыми отходами упрощает внедрение и проведение мусорной реформы на государственном и региональном уровне. Деятельность ППК направлена на удовлетворение потребностей и на защиту интересов регионального населения. В 2019 г. на потребителей переложили расходы, связанные с предстоящим проведением реформы, не озаботившись повышением качества услуг по вывозу мусора. Организация РЭО должна в ближайшее время исправить сложившуюся ситуацию.