Выявлены ошибки в общероссийской схеме обращения с мусором
Национальный исследовательский экономический университет ВШЭ обнаружил серьезные недочеты в готовящихся к принятию и исполнению документах по обращению с ТКО — в них отражены неверные сведения об инфраструктуре и недостоверные данные о региональных объемах бытовых и прочих видов отходов.
Сотрудники ВШЭ проанализировали федеральную территориальную схему, разработанную специально для обращения с отходами, тщательно изучили региональную документацию. При экспертизе были выявлены многочисленные ошибки. Зам. председателя РФ по вопросам экологии В.В. Абрамченко была извещена о том, какие проблемы могут возникнуть при реализации проекта обращения с ТКО.
Выявленные недочеты
В разных регионах и территориальных районах России нормы накопления мусора (ежегодный объем ТБО на 1 человека) рассчитывают по-разному для жилых и нежилых секторов. Эксперты ВШЭ заострили внимание, что нормы для Москвы и других городов почти одинаковы, например:
- Для столицы — 370 кг бытовых отходов в год приходится на каждого человека,
- Для Тамбовской области — 363 кг.
Разница незначительна, в чем можно справедливо усомниться. В частном секторе население Тамбовской области, имеющее приусадебные участки с огородами, не может производить столько мусора, сколько приходится на жителей крупного столичного города, покупающих продовольственные товары в упаковках. Данные сравнивались с европейскими показателями. В государствах ЕС на одного жителя приходится не менее 482 кг.
Федеральная схема рассчитана не точно. По регионам не представлены сведения о медицинских ТКО и об отходах промышленности, которые необходимо утилизировать отдельно, а не практиковать их вывоз на свалки с бытовыми отходами. Промышленно-медицинский мусор занимает много места — до 50 % вместимости полигонов составляют отходы, которые нужно отвозить в специализированные места. При расчете мощности полигона учитывают объемы ТКО, которые образует население ближайших территорий, а на свалки свозят все виды отходов с других территориальных отделений. Полигон быстро заполняется, его объем исчерпывается досрочно.
На основании ФЗ-89 о производственных и потребительских отходах в готовящейся к обнародованию схеме медицинский и промышленный мусор не учитывается. Прежде чем включить иные виды ТКО в общую схему сбора отходов, следует внести поправки в законодательство.
На что могут повлиять выявленные недочеты — ошибки в расчетах могут привести:
- К неоправданно высокому расходу или к острой нехватке бюджетных средств.
- Недостаче или избытку контейнеров для сбора мусора, численности полигонов и линий сортировки вторичного сырья.
- Стихийному росту свалок в самых неожиданных местах, не согласованных с местным руководством.
ПАО «Российский экологический оператор» не выложило проект в общий доступ, не ознакомило пользователей с общей схемой — с новыми правилами обращения с мусором. Руководство РЭО заявило, что они пока не могут прокомментировать анализ ВШЭ — проект проходит завершающую стадию согласования. В 60 регионах согласование завершено, в остальных пока нет.
Территориальные схемы вывоза бытовых отходов во многих местах уже действуют. Это позволит просчитать недочеты и внести коррекцию. Чем скорее будет завершено согласование и принята федеральная схема, тем быстрее она будет откорректирована.
Компания РЭО отчиталась, что некоторые поправки уже внесены. На официальном сайте информация постоянно обновляется, правки будут вноситься своевременно.
17.11.2020